Астрофизик: астероид способен унести в космос часть земной атмосферы

10 мая 2020 22:48

Может ли астероид унести в космос часть земной атмосферы, как астрономы проглядели челябинский метеорит и почему финал "Армагеддона" на самом деле погубил бы нашу планету, рассказал главному редактору "Правды.ру" Инне Новиковой доктор физико-математических наук, профессор МГУ и заведующий отделом Института астрономии РАМН Олег Малков.

астероид способен унести в космос часть земной атмосферы
Астероид

Челябинский метеорит: мал, да удал

— Олег Юрьевич, сегодня любая тема так или иначе связана с коронавирусом. Кажется, что впервые человечество столкнулось с опасностью всепланетного масштаба. И то, чем вы занимаетесь, тоже общая проблема для всех стран. Давайте поговорим об астероидной опасности.

Астероидно-кометная опасность — проблема, важность которой осознали сравнительно недавно, но осознали практически одновременно во всех ведущих странах. На борьбу с ней встали астрономы, военные, МЧС, космическая отрасль, коллеги из других областей науки, техники и промышленности. Челябинский метеорит, который прилетел семь лет назад, показал, что мы абсолютно не готовы к такой встрече. Нам крупно повезло, что он пролетел над густонаселенной областью, но при этом обошлось без особых повреждений, если не считать мелких ран, которые люди получили от осколков выбитых стекол. Для нас это был серьезный звонок.

Мы поняли, что далеко не все знаем даже о ближайшей околоземной окрестности. Необходим постоянный мониторинг, обзоры должны быть чрезвычайно стремительные. Если звезды и галактики мы можем наблюдать не торопясь и изучать все небо в течение месяца, то здесь на обзор должны уходить дни. Мы должны, обозревая небо, вернуться к этой же точке дней через пять, чтобы посмотреть, не изменилось ли что-то в картине небесных тел. Если выяснится, что какая-то звездочка изменила свое положение на небе, это означает, что она быстро движется; а раз быстро движется, значит, рядом; а раз рядом, значит, потенциально опасна.

Мы проглядели челябинский метеорит по двум причинам.

• Во-первых, он по астрономическим меркам маленький, 15 метров в диаметре. Тунгусский был тридцать.
  • Во-вторых, он летел со стороны Солнца. Если на ночном небе мы можем регистрировать звезды и метеориты, то на дневном небе это практически невозможно.

Здесь не обойтись без средств космического базирования. Большинство обзоров осуществляется с поверхности Земли. Чтобы обезопаситься со стороны Солнца, мы должны вывести на орбиту космический телескоп. Хорошая конфигурация, если удастся отодвинуть его по земной орбите подальше от нас.

Представьте: вокруг Солнца вслед за нашей планетой или опережая ее движется космический телескоп и смотрит на Землю извне. Он обозревает околоземное пространство, и с помощью этого телескопа мы сможем регистрировать опасные объекты, которые идут с дневной стороны.

Почему разрушенный астероид опаснее целого

— Олег Юрьевич, вот увидели мы, что летит метеорит. Мы можем изменить его траекторию?

Все зависит от того, когда именно мы обнаружили этот астероид. Если бы мы обнаружили челябинский метеорит за час до подлета к Земле, мы бы могли посоветовать людям отойти от окон по крайней мере. Мы не можем изменить траекторию, но можем хоть как-то подготовить население к подобной встрече.

Для серьезного воздействия необходимо обнаружить астероид за годы или хотя бы месяцы до встречи. Тогда мы сможем изменить его орбиту.

Есть два метода борьбы с такими гостями:

• разрушение,
  • изменение траектории.

Метод разрушения хорошо показан в фантастических фильмах типа "Армагеддона". На астероид направляют мощную ракету, которая разбивает его в пыль. Однако серьезное научное моделирование показывает, что картина не такая благостная.

Наша техника способна разрушить не очень крупный астероид, но не до состояния пыли, — он просто развалится на несколько кусков, которые продолжат лететь с той же скоростью и в том же направлении. Ударив по Земле, они приведут к тем же разрушениям, только на большей площади, чем одиночный астероид.

Кроме того, такие мелкие осколки астероида при "правильной" траектории полета могут сорвать и унести часть земной атмосферы.

Астероид — похититель атмосферы

— А вот с этого момента поподробнее, пожалуйста. Как можно унести часть атмосферы?

— Если астероид проходит близко к Земле, то может унести за собой часть земной атмосферы, что очень опасно.

Это влияет на всю планету.

Вторая методика — изменение траектории - гораздо более безопасная и перспективная. В этом случае критичным становится время, оставшееся до встречи. Если мы находим такого скитальца за годы до того, как он встретится с Землей, то к нему нужно отправить космический тягач, то есть ракету с мощным, по земным меркам, зарядом.

Для астероида он будет слабоват, но, действуя в течение нескольких месяцев или даже лет, он изменит орбиту движения настолько, что астероид пролетит мимо Земли.

— Изменение орбиты можно будет запрограммировать?

Конечно, это все рассчитывается. Несколько лет назад был открыт астероид Апофис. Астрономы уточнили его орбиту: каждые семь лет он проходит мимо Земли и в ближайшие одно-два сближения точно в Землю не попадет. А дальше надо будет пересчитывать, потому что точный расчет орбиты астероида — сложная задача.

Астероид — маломассивное тело в масштабах планет, поэтому на его траекторию влияют все объекты Солнечной системы.

Пролетает мимо Земли — его орбиту корректируют наша планета и Луна. Это следует рассчитать либо подождать, пока астероид пройдет мимо системы Земля — Луна, и учесть сделанные к его орбите поправки.

К публикации подготовила Марина Севастьянова